ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
http://dou-raduga-vishera.ru/wp-content/uploads/2023/06/ФОП-ДО-Приказ-МинпросвещенияРоссии-от-25-11-2022-N-1028.rtf
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Для решения поставленных задач используются различные парциальные программы.
Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонетического
недоразвития, общего недоразвития у детей Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой,
А.В. Лагутиной реализуются на логопедическом пункте. В итоге логопедической работы дети
подготовительной к школе группы с фонетико-фонетическим недоразвитием научатся:
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; четко дифференцировать все
изученные звуки; различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук»,
«звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; называть последовательность
слов в предложении, слогов и звуков в словах; производить элементарный звуковой анализ и
синтез; читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы; отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава,
предложения с применением всех усвоенных правил правописания.
Дети с общим недоразвитием речи с I уровнем речевого развития научатся: понимать и
выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с
изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания»,
«Одежда» и т. д.); называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и
одежды (карман, рукав и т. д.); обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой,
пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные
состояния (холодно, тепло, больно и т. д.); выражать желания с помощью простых просьб,
обращений; отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без
использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При этом
не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается
внимание на грамматическое оформление.
Дети с общим недоразвитием речи с II уровнем речевого развития научатся: соотносить
предметы с их качественными признаками и функциональные назначением; узнавать по
словесному описанию знакомые предметы; сравнивать знакомые предметы по отдельным,
наиболее ярко выделяемым признакам; понимать простые грамматические категории:
единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного
наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей,
некоторых простых предлогов; фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м],
[т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]); воспроизводить
отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из
сохранных и усвоенных звуков; правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные
падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций; общаться,
используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения
(«Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание
обращенной речи, развивается речевая активность.
Дети с общим недоразвитием речи с III уровнем речевого развития научатся: понимать
обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; фонетически правильно
оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых
в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и
сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; владеть элементарными
навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования:
продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и
глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все
сложные предлоги — употребляться адекватно; использовать в спонтанном общении слова
различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий,
прилагательных, местоимений и т. д.); владеть элементами грамоты: «навыками чтения и
печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
Дети с общим недоразвитием речи с IV уровнем речевого развития научатся: свободно
составлять рассказы, пересказы; владеть навыками творческого рассказывания; адекватно
употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их
придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.; понимать и
использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; понимать и применять в речи
все лексико-грамматические категории слов; овладеть навыками словообразования разных частей
речи, переносить эти навыки на другой лексический материал; оформлять речевое высказывание в
соответствии с фонетическими нормами русского языка; овладеть правильным звуко-слоговым
оформлением речи. Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие
предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
фонематическое восприятие; первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
графо-моторные навыки; элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т,
к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений).
Планируемые результаты остальных парциальных программ и кружковой деятельности
конкретизируют планируемые результаты, заявленные в Стандарте.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми представления о
социальном мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи. Для этого
очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их
выполнением. Данный подход осуществляется через реализацию содержания авторской
программы Л.В. Коломийченко «Дорогою добра». Цель программы: формирование различных
аспектов социальной культуры. Задачи программы: формировать у детей обобщенное
представление о социальном мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во
взаимосвязи.
Педагогический анализ Программ по формированию у дошкольников элементарных
математических способностей показал необходимость использования программы развития
математических представлений у дошкольников Е.В. Колесниковой «Математические
ступеньки». Опыт использования программы Е.В. Колесниковой показал её эффективность и
результативность, а разработанный методический материал позволяет легко её освоить.
Программа Е.В. Колесниковой не противоречит основным концептуальным идеям формирования
элементарных математических представлений примерной программы «От рождения до школы».
Содержание образовательной деятельности подробно сформулировано в парциальной программе
«Математические ступеньки».
Парциальная программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой реализуется в возрастных
группах от 3 до 7 лет и отражает основные положения и идеи современного экологического
образования дошкольников. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать
у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи,
обобщение. Содержание образовательной деятельности подробно сформулировано в парциальной
программе «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду» С.Н.
Николаевой.
В некоторых возрастных группах от 3 до 7 лет реализуется программа «Развитие речи
детей 3 – 7 лет» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной». В ее основе лежит комплексный подход,
который заключается в решении взаимосвязанных задач по развитию различных компонентов
речи в ходе одного занятия. Кроме того, здесь просматривается интеграция речевого развития с
формированием личности ребенка-дошкольника. Содержание образовательной деятельности
подробно сформулировано в программе «Развитие речи детей 3 – 7 лет» О.С. Ушаковой, Е.М.
Струниной».
В некоторых возрастных группах от 4 до 7 лет реализуется программа «Обучение
дошкольников грамоте по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой». В
основе программы лежит звуковой подход. Содержание образовательной деятельности подробно
сформулировано в программе «Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б. Эльконина,
Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой».
В программах логопедической работы по преодолению фонетико-фонетического
недоразвития, общего недоразвития у детей Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой,
А.В. Лагутиной, реализуемых на логопедическом пункте, основными коррекционными
направлениями работы по развитию речи являются: у детей с ФФНР: формирование полноценных
произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических
представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза. По мере продвижения
ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:
развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в
предложении; обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; воспитание у детей умений
правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение;
употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; развитие связной
речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной
задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР I уровня: развитие
понимания речи; развитие активной подражательной речевой деятельности; развитие внимания,
памяти, мышления детей.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР II уровня: развитие
понимания речи; активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств
языка; развитие произносительной стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР III уровня: понимания
речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; самостоятельной
развернутой фразовой речи; подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
В процессе логопедической работы с детьми с ОНР IV уровня особое внимание уделяется
развитию способности к сосредоточению; умения войти в общий ритм и темп работы и
удерживанию его в течение занятия; умения следовать единому замыслу работы в процессе как
индивидуальных, так и совместных усилий; умения реализации замысла работы, доведения
начатой деятельности до предполагаемого результата; возможности использования помощи
партнера по работе.
Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован
на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе
тренировочных упражнений и упрочение соответствующих навыков в актах речевой
коммуникации.
Логопедическая работа
В ДОУ функционирует 4 логопедических пункта. Деятельность учителя-логопеда
направлена, главным образом, на обеспечение диагностико-коррекционного сопровождения
воспитанников.
Содержание коррекционной работы
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение
речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе
школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии,
совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению
в школе).
Достижение этой цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных,
воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется
логопедом и воспитателями на специальных индивидуальных, фронтальных занятиях, а также
создание единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня),
проведение диагностики (отслеживание) речи детей.
Принципы логопедической работы:
- систематичность;
-сознательность и активность, то есть сознательное, активное отношение ребёнка к своей
деятельности, которая зависит от интереса;
-наглядность - осуществляется путём безукоризненного показа движения педагогом;
- доступность и индивидуализация - учет возрастных и индивидуальных особенностей
детей с речевой патологией.
Основные задачи:
• своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста
(воспитанников образовательного учреждения);
• осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;
• оказание консультативной помощи родителям, педагогам образовательного учреждения
по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений.
Коррекционная образовательная деятельность с детьми проводятся ежедневно. Сроки
коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребёнка, его
индивидуально-личностных особенностей. Учитель-логопед организуют консультативную
помощь для родителей и педагогов образовательного учреждения по вопросам коррекционной
помощи детям, имеющим речевые нарушения.
• Образовательный процесс направлен на профилактику и устранение нарушений речевого
развития у воспитанников, их подготовку к обучению в школе;
• Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий,
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих
возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
• Организация образовательного процесса регламентируется планом работы учителялогопеда, режимом работы и расписанием занятий, согласованным с администрацией ДОУ;
• Продолжительность индивидуальных занятий определяется с учётом возраста детей в
соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 в части требований к организации режима дня и учебных
занятий;
• Индивидуальная (подгрупповая) деятельность с каждым ребёнком проводиться 2 раза в
неделю.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
• Выявление особых образовательных потребностей детей в речевом развитии - основным
принципом построения любого логопедического занятия;
• Осуществление ориентированной психолого-педагогической помощи детям с учётом
особенностей речевого развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
• Возможность освоения детьми в речевом развитии Программы и образовательных
технологий, их интеграции в образовательном учреждении.
Организация образовательного процесса:
Учитель-логопед отслеживает правильность звукопроизношения, дети, нуждающиеся в
коррекции речи, зачисляются на логопедический пункт.
Диагностика проводится: первичная (начало учебного года - с 1 по 15 сентября), итоговая
(конец учебного года - с 15 по 31 мая).
Помимо непосредственной работы с детьми учитель-логопед участвует в проведении
педагогических советов в ДОУ, принимает участие в методических объединениях города, ведёт
консультативную коррекционно-педагогическую работу с родителями.
При включении в образовательный процесс ДОУ детей с ограниченными возможностями
здоровья разрабатывается адаптированная образовательная программа с содержанием
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В нашем детском саду определены следующие традиционные праздники и мероприятия:
- Проведение тематических праздничных утренников и развлечений – «День знаний»,
«Праздник осени», «Встреча Нового года», «Мамин праздник», «Театральный мини-фестиваль»,
«День космонавтики», «День Победы», «Путешествие в страну дорожных знаков» (ПДД).
Праздники русской культуры: «Широкая масленица», викторины: «Красный, жёлтый, зелёный»
(ПДД). Конкурсы: «На лучшую фигуру из снега», «На лучшую клумбу», «Песочные замки».
- Проведение спортивных мероприятий и развлечений – «Зимняя олимпиада в детском
саду», «День защитников Отечества», «Веселые старты»; «Зима - для сильных, ловких, смелых»
(на воздухе), «Богатырские забавы».
- Организация тематических выставок рисунков и поделок, приуроченных к праздничным
датам;
- Конкурсное движение – конкурс стенгазет, конкурс «Огород на подоконнике»; конкурс
«Благоустройство территории».
Такие мероприятия и праздники с большим удовольствием принимаются детьми и
родителями. Кроме того, в каждой группе проводится работа по созданию своих традиций, среди
которых можно выделить следующие:
- «Утро радостных встреч». Цель такой традиции: обеспечить постепенное вхождение
ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное
общение со сверстниками. Педагоги в каждой группе самостоятельно выбирают форму, в которой
проходит традиционное утреннее приветствие, а также сроки, когда одно приветствие может
смениться другим.
- «Отмечаем день рождения». Цель традиции: развивать у детей способность к
сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость
каждого ребенка в группе. Дети вместе с воспитателем поздравляют именинника, поют ему
«Каравай», каждый ребенок говорит имениннику пожелание.
Спортивные праздники и развлечения: «Я и мой папа», «Мама, папа, я - спортивная семья»,
«День здоровья».
Данный перечень мероприятий может изменяться и дополняться в зависимости от
интересов и образовательный потребностей детей и запросов семей воспитанников.