Кодекс профессиональной этики педагогических работников (далее Кодекс)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
«Радуга» (далее учреждение) разработан на основании Федерального закона от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и возлагает на педагогических
работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики педагогов (п. 2 ч. 1 ст. 48) и определяет основные
нормы (правила) профессиональной этики:
- регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также
другими членами общественности учреждения;
- защищающие человеческую ценность и достоинство;
- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их
профессии;
- создающие культуру учреждения, основанную на доверии, ответственности и
справедливости.
Нормы (правила) педагогической этики устанавливаются на основании
общечеловеческих моральных норм, конституционных положений и законодательных актов
Российской Федерации, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.
Основу норм Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность,
справедливость, профессиональность, ответственность.
I. Личность педагога
1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе
и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
1.2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к
самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и
самовоспитание.
1.3. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим
образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
1.4. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему
педагогической работы - воспитания.
1.5.
Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную,
эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
1.6. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и
доверенные ресурсы.
1.7. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически
сложившуюся профессиональную честь педагога.
1.8. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие
культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития
1.9. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте,
умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи
некорректных способов и не злоупотребляет им.
1.10. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает
морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в
силах.
1.11. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный
им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с
воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей
1.12. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами
несовместимо с профессией педагога.
1.13. Педагог дорожит своей репутацией.
1.14. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет
ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
1.15. Педагог призван уважать честь и достоинство своих воспитанников и других
участников образовательных отношений.
1.16. Педагог должен учитывать особенности психофизического развития
воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для
получения
образования
лицами
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
1.17. Педагог призван воздержаться от поведения, которое могло бы вызвать
сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых
обязанностей, а так же избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его
репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Взаимоотношения с участниками образовательных отношений
2.1Взаимодействие с детьми
2.1.1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом
настроении. Входи в группу детей с улыбкой.
2.1.2. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка, родителя, а также узнайте, что он
думает по этому поводу.
2.1.3. Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте
каждый его шаг
2.1.4. Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему и разбирайте с
ребёнком его правильные и ложные шаги
2.1.5. Не пропустите моменты, когда достигнут первый успех.
2.1.6. Оценивайте поступок, а не личность.
2.1.7. Дайте ребёнку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его
оплошность.
2.1.8. Сначала научите своих воспитанников, потом спрашивайте.
2.1.9. Никогда не обманывайте детей, крепко держитесь данного детям слова
2.1.10. Никогда не оскорбляйте ребёнка, защитите его от всех видов самоуправства
2.1.11. Будьте ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим
людям.
2.1.12. В любой ситуации попробуйте поставить себя на место ребёнка.
2.1.13. Помните, что по-настоящему понять ребёнка сможете, если полюбите его.
2.1.14. Воспитание – это последовательность целей.
2.1.15. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.
2.1.16. Никогда не говорите при ребёнке о его ограниченных возможностях.
2.1.17. Не сообщайте другим лицам доверенную воспитанником лично вам
информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
2.2.Взаимодействие с родителями.
2.2.1.Стремитесь быть в хорошем настроении и приятными в общении.
2.2.2. Почувствуйте эмоциональное состояние родителей.
2.2.3. Находите возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь
положительное о ребенке.
2.2.4. Будьте эмоционально уравновешенны при общении с родителями, подавайте
пример воспитанности и такта.
2.2.5. Проявляйте гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении
с родителями.
2.2.6. Давайте точные, конкретные ответы, обоснованные советы.
2.2.7. Вселяйте в родителей веру в своего ребенка
2.2.8. Объединяйте родителей при решении разных вопросов, создавайте атмосферу
общности интересов родителей и педагогов.
2.2.9. Предоставляйте родителям полную информацию о ребенке при
индивидуальных встречах.
2.2.10. Оказывайте помощь родителям в педагогическом образовании.
2.2.11. Никогда не жалуйтесь на своих воспитанников родителям, коллегам,
помните, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой
2.3. Отношения с коллегами
2.3.1. Учитесь видеть и уважать в другом человеке личность.
2.3.2. Учитесь видеть в себе недостатки и прощать их другим.
2.3.3. Будьте честными в помыслах, не навредите словом.
2.3.4. Щедро делитесь своим педагогическим мастерством.
2.3.5. Учитесь радоваться успехам своих коллег.
2.3.6. Не позволяйте себе плохого настроения.
2.3.7. Полнее используйте свои силы и возможности в работе.
2.3.8. Как бы ни было трудно, будьте сдержанными и терпеливыми.
3. Внешний вид
3.1. Помните, что Ваш внешний вид соответствует Вашему внутреннему
содержанию.
3.2. Соблюдайте правила личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть
чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и
нейтральный запах.
3.3. Основной стандарт одежды для Вас – профессиональный деловой стиль.
Должны быть использованы простые неброские украшения, выдержанные в деловом стиле.
Для дневного макияжа и маникюра уместны неяркие спокойные тона.
3.4. Помните, что в учреждении неуместны следующие варианты одежды и обуви:
- спортивная одежда и обувь (кроме специальных занятий);
- одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой
и т.п.)
- пляжная одежда и обувь;
- декольтированные платья и блузки (открыт V- образный вырез груди, заметно
нижнее белье и т.п.);
- вечерние туалеты;
- мини-юбки (длина юбки выше 3 см от колена), слишком короткие блузки,
открывающие часть живота или спины.
3.5. В одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, и вызывающие
экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.
3.6. Уместны: деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического
покроя спокойных тонов (верхняя и нижняя детали костюма могут отличаться по цвету и
фасону). Брюки стандартной длины. Допускается ношение строгой блузки с юбкой или
брюками без пиджака или жакета.Платье или юбка предпочтительно средней длины
классического покроя.Джинсы и одежда из джинсовой ткани классических моделей,
однотонные, без стилистических элементов (крупные вышивки, бахрома, стразы, потертости,
заклепки и т.п.)Аккуратное, привлекательное сочетание брюк, юбок, блуз, трикотажных
джемперов или кофт. Блузки спокойных тонов с длинными или короткими рукавами. В
теплое время года допускается ношение футболок без символики.
3.7. Неприемлемы для педагога экстравагантные стрижки и прически, окрашивание
волос в яркие, неестественные оттенки, маникюр ярких экстравагантных тонов (синий,
зеленый, черный и т.п.), макияж с использованием ярких, насыщенных цветов.
4. Правила пользования средствами мобильной связи в учреждении
4.1. Во время занятий с детьми, совещаний, педсоветов, собраний, сна детей звук
мобильного телефона необходимо переводить в беззвучный режим.
4.2. Запрещается использование в учреждении гарнитуры мобильных телефонов.
4.3. На время телефонного разговора запрещено оставлять воспитанников без
присмотра.
4.4. Разговор по мобильному телефону не должен быть длительным.
4.5. Запрещено пользоваться телефонами во время прогулок и экскурсий с детьми за
исключением экстренных случаев (вызова экстренных служб, сообщение о нештатных
ситуациях администрации ДОУ).
5. Заключение
5.1. Настоящим нормам (правилам) профессиональной этики должны следовать все
педагогические работники учреждении. Вновь принимаемые педагоги знакомятся с
действующим Кодексом в течение одного месяца. Стандарты внешнего вида
устанавливаются заведующей учреждения, соответственно характеру выполняемых задач.
Соблюдение общих правил личной гигиены обязательно.
5.2.Настоящие Правила вступают в силу с момента их подписания, могут изменяться
и дополняться.